ПУБЛИКАЦИИ

Главная » Статьи » HR - УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Имидж профессионала или как быть востребованным в своей профессии
Сейчас ценятся не те работники, которые умеют работать хорошо,
а те, которые не умеют работать плохо.

В. К. Тарасов


Знаменитый социолог Эрвин Гоффманн сказал, что имидж - это искусство "управлять впечатлением". Трудно с этим не согласиться, однако, по-моему, это искусство все более становится наукой.

Сколько на свете людей, столько и имиджей, но нас интересует, насколько имидж соответствует характеру той работы, которую выполняет конкретный работник. В имидже каждого человека есть элементы, доставшиеся ему от рождения или, если сказать точнее, переданные ему по наследству от предков: рост, телосложение, черты лица. Сегодня считается доказанным, что по наследству передаются и основные психологические черты и манеры поведения.

Генетический код проявляется в самых различных ситуациях. И человек разумом не может осознать причины своих несчастий и неудач, ведь 5/6 мозга занимает не сознание, а именно подсознание.

Приведу пример:
Ко мне обратился человек, который очень успешно начал карьеру, стал заместителем директора крупной компании, но через три месяца остался без работы - компания развалилась. Его пригласили возглавить крупное подразделение на другой фирме - через полгода он попал под сокращение. На следующем месте работы ему с трудом удалось продержаться два месяца - он вынужден был уйти, не сумев найти общий язык с подчиненными. Константа здесь - потеря работы, а переменная - причина, по которой это происходило. И сколько бы попыток он ни предпринимал, результат был бы тем же, если бы он не принял решение блокировать воздействие генетического кода. Дело в том, что в подсознании этого человека прочно вписана модель "потерь", доставшаяся ему от предков. Выработка программы избавления от нежелательных поведенческих моделей позволяет изменить свою личную историю. Теперь этот человек уверен, что ему удастся избавиться от нежелательной модели и создать новую семейную историю - историю успеха. Вот уже около года у него прекрасная работа и всем своим видом он "излучает успех".

Как формируется имидж профессионала? Что влияет на него?

Мне очень нравится сравнение, которое приводит директор Таллинской школы менеджеров В. К. Тарасов на своих семинарах по менеджменту: "Раньше компании играли драму, и требования к сотрудникам были соответствующие. Сейчас компании соревнуются в постановке балетного спектакля. Всем нелегко, одни сотрудники с большим успехом учатся танцевать, другие - с меньшим. Но все прекрасно понимают, что деньги платят именно за балет, поэтому отбор должен произойти с неизбежностью".

Готовы ли вы "учиться танцевать", то есть учитывать меняющиеся требования к профессионалу?

Специалист отличается от профессионала тем, что ориентирован на предмет своей работы. Профессионал же ориентирован на работу с реальными проблемами в реальных ситуациях, для него важно решить проблему, и для этого он готов заимствовать продуктивное из других областей, - из узкого специалиста он становится профессионалом.

  •     Специалист приходит и говорит: "Да, что-то с вашим компьютером случилось, но набор инструментов, который у меня есть, не позволяет мне ничего сделать".
  •     Профессионал приходит и не говорит про набор инструментов, он просто решает проблему.

Профессионал считает частью своей компетентности коммуникативную составляющую, проще говоря - умение грамотно общаться. Профессионал - это человек, с которым приятно и "удобно" работать и руководителю, и коллегам.

Профессионально важным качеством стало здоровье. Комплекс регулярных упражнений, составленных с учетом вашего нынешнего самочувствия, веса и выносливости, сделает вас сильнее и привлекательнее. Поддерживать хорошую спортивную форму не только полезно для здоровья, но и приятно для самолюбия. К тому же в некоторых фирмах, хотя вслух об этом и не говорят, стараются не брать на работу кандидатов с лишним весом или не выдвигать тучных работников на более высокие должности.

Для того чтобы продвигаться по службе, важно быть уверенным в себе человеком и иметь для этого основания. Возможно, на наше представление о себе в большей степени влияют наши слабые стороны, чем сильные. В чем тут дело? Вероятно, мы приняли как данность многие из своих сильных сторон и возможностей и перестали обращать внимание на них в повседневных размышлениях о себе.

Люди, которые преуспевают в жизни, обычно опираются на свои сильные стороны и спокойно принимают слабые.

Часто люди, которые терпят неудачу, копаются в своих слабых сторонах, критикуют себя, говоря: "Что со мной происходит? Почему у меня ничего не получается?" В итоге они все больше теряют уверенность в себе. По тому, какие слова мы употребляем, люди судят о нас. Из слов плетется сеть взаимоотношений между людьми. Чувства и мысли других людей, так же как и наши, выражаются в словах.

Наши ум и тело также реагируют на слова. "Слова - это самый сильный наркотик, которым пользуется человечество" - так сказал Киплинг. Слова - либо наши господа, либо наши слуги. Либо они управляют нами, либо мы управляем ими. Когда мы пользуемся негативными словами, они становятся нашими господами. Это одна из причин того, что мы совершаем неудачные поступки. Из позитивных слов создается наша уверенность в себе, успех, каждодневная жизнь и даже здоровье!

Понаблюдайте за собой и своим окружением. Какие слова являются ключевыми в вашей жизни? Как вы отвечаете на вопрос: "Как дела?" Если ответ: "Ничего", думаю, что действительно ничего важного и существенного просто не может произойти в вашей жизни, ведь Вселенная всегда оправдывает наши ожидания. Попробуйте вместо "ничего" отвечать "все в порядке". Уверена, очень скоро вы заметите изменения в своей жизни к лучшему. Нет слов важных и неважных, каждое ваше слово формирует ту реальность, в которой вы живете. Насколько важен имидж для человека, делающего служебную карьеру? Настолько, чтобы стать объектом постоянного внимания. Вы должны знать, что в вашем образе привлекает, а что отталкивает окружающих; за счет чего складывается впечатление о вашей компетентности, надежности, решительности. На некоторые вопросы вы можете найти ответы сами, для решения других вам придется обратиться к профессионалу.

Есть несколько причин, показывающих, что личный имидж является важной составляющей для роста карьеры:

  •  имидж влияет на тех, кто принимает решения в вопросах профессионального роста;
  •  мы верим тому, что видим;
  •  мы все занятые люди и часто принимаем решения на основе первого впечатления;
  •  мы все действуем, осознаем это или нет, как послы своей профессии или организации;
  •  хорошо выглядеть и уверенно себя чувствовать - это хорошо для вас.

Как показывает мой опыт и опыт моих коллег, из всего огромного количества материала по созданию имиджа люди берут то, что использовать легче всего: улыбаться всем и везде, демонстрировать искренность и внимание, следить за обувью и прической, и - о, чудо! - вы успешны и привлекательны, все просто счастливы иметь с вами дело. Однако люди на удивление быстро раскусывают все ваши "хитрости". Можно изображать искренность сколько угодно, но фальшь рано или поздно будет обнаружена "невидимыми чувствительными волосками", как говорил Шерлок Холмс. Я ни в коей мере не против того, чтобы следить за своим внешним видом и манерами. Но имидж - это всегда единство внутреннего и внешнего. "Какой бы имидж вы ни старались явить миру, он, прежде всего, должен быть отражением вашей внутренней сути и прочно базироваться на ней".

Имидж, не подкрепляющийся постоянно реальными крупными делами, тает, подчас, как снег на весеннем солнышке.

Для профессионала очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим миром, поэтому определяющей частью его имиджа являются:

  •  Высокая самооценка, уверенность в себе.
  •  Вера в доброжелательность Вселенной и вера в доброго человека.
  •  Социальная и личная ответственность ("я - причина всего положительного и отрицательного в моей жизни").
  •  Желание меняться и умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения.

Измените свою жизненную установку (если она не способствует успеху), измените свой имидж - и вас ждет успех!

Как успешно пройти собеседование.


Если Вас пригласили на собеседование.

Знаете ли Вы, что на собеседовании принято иметь при себе: резюме, фотографию, документы об образовании (дипломы, сертификаты, удостоверения и т.п.), трудовом стаже, рекомендательные письма (если есть такая возможность), блокнот и ручку.

Как подготовиться к собеседованию?

Подумайте, какие требования обычно предъявляет работодатель. Придирчиво рассмотрите свое резюме на предмет соответствия этим требованиям, устно проговорите сведения о своей квалификации в ключе предлагаемой вакансии.

Продумайте, какие вопросы Вам могут быть заданы.

Например:

  •     почему Вы претендуете именно на эту должность?
  •     что Вам позволяет на нее претендовать?
  •     как Вы дальше видите свою карьеру?
  •     какую личностную характеристику Вы можете себе дать?
  •     почему Вас интересует работа именно в нашей компании?
  •     каковы на Ваш взгляд Ваши преимущества по сравнению с другими кандидатами?

Заметьте, ответы должны быть конкретны, лаконичны и без лишних подробностей.

Также продумайте вопросы, которые Вы будете задавать работодателю. При подготовке, предполагаемые вопросы и ответы можно записать на кассету или бумагу.

Стиль в одежде лучше выбрать деловой (тут подойдет выражение: "скромно, но со вкусом"). Постарайтесь контролировать выражение своего лица. Чрезмерная угрюмость или веселость (открытость или закрытость) может быть не правильно истолкована; оптимальнее всего вести себя с одной стороны дружелюбно, а с другой - индеферентно. Лидерство в разговоре отдайте собеседнику.

Иногда работодатель сознательно создает не стандартную ситуацию или строит беседу нестандартным образом. Старайтесь реагировать адекватно, избегая излишней эмоциональности. (По рассказам одного соискателя: менеджер по персоналу почти кричал на него на собеседовании, и наш соискатель хотел уйти сразу. Потом оказалось, что это своеобразный тест на стрессоустойчивость).

Обычно, о результатах собеседования сообщается несколько позже. Поэтому лучше уточнить, когда Вам можно перезвонить или когда перезвонят Вам.

Сегодня, на рынке труда спрос на специалистов гораздо ниже предложения. Поэтому, не исключено, что на вакантное место будет конкурс. Квалификация - товар, работодатель - покупатель и у него есть право выбора.

Но вот, собеседование прошло, его результаты положительны, - что дальше? Следующим этапом приема на работу является испытательный срок. Он устанавливается на любом предприятии и служит не столько для Вашей адаптации на новом месте, сколько для того, чтобы работодатель решил, устраивает его Ваша кандидатура или нет. Испытательный срок похож на гарантийный - если у руководства есть какие то замечания, то Вас просто заменят на другого специалиста.

Помните, собеседование - это тот же экзамен, который включает в себя как интеллектуальное, так и психологическое испытание.

Наиболее распространенные ошибки на собеседовании


Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему поиск работы превращается в рекордную стометровку для одних и в утомительный безнадежно длинный марафон для других? Наверняка среди ваших родственников или знакомых есть и те и другие. И если карьерные успехи можно легко объяснить наличием выгодных знакомств, "крутых родственников" или просто везением, то безрезультатные попытки устроиться на работу удручают и вызывают глубокое недоумение. Казалось бы, всем человек хорош: и образование высшее, и опыт работы есть, и после рассылки резюме звонят из компаний, приглашают на собеседование... Только вот после собеседований на работу не берут... Так в чем же причина очередного отказа? Какие типичные ошибки допускают соискатели на собеседовании?

Многие компании охотно пользуются услугами рекрутинговых агентств, доверяя им отбор наиболее подходящих кандидатов на вакантную должность. Поэтому помните: именно от результатов собеседования в рекрутинговом агентстве зависит, попадете ли вы на собеседование к работодателю, станут ли сотрудники агентства рассматривать вашу кандидатуру на другие вакантные должности или ваше резюме осядет балластом в банке данных агентства с жирной пометкой "минус". Вот и попробуем посчитать возможные "минусы", поскольку свои "плюсы" знают все.

Первое и самое банальное - внешний вид человека, приходящего на собеседование. К сожалению, частенько в агентство "забегают" в поисках работы женщины с нагруженными сумками, пакетами, коробками. Милые хранительницы домашнего очага, чтобы не портить впечатление о себе, не стоит совмещать поход по магазинам с собеседованием. То же касается сильной половины человечества, которая почему-то пытается совместить визит в рекрутинговое агентство с посещением автосервиса или мойки автомобилей. Абсолютно недопустимо появляться на собеседовании в спортивном костюме, майке и шортах, с авоськами. Слова "я делаю ремонт" и т. п. звучат малоубедительно.

Некоторые предпочитают приходить на собеседование в сопровождении родственников, и тут, уверяю вас, дело доходит просто до анекдотов. Например, активная жена приводит на собеседование недотепу мужа. Она сразу перехватывает инициативу разговора и на вопросы консультанта агентства отвечает сама, не давая мужу и рта раскрыть. Создается впечатление, что он немой. Через две минуты уже все наслышаны о бестолковости и никчемности ее спутника жизни. После подобного визита сотрудники агентства дружно вспоминают арию князя Игоря "О дайте, дайте мне свободу..." и жалеют бедолагу мужа, но взять на себя ответственность за представление работодателю вялого и безынициативного сотрудника рекрутинговое агентство не готово. Вот и "зависает" резюме в базе данных с короткой пометкой "на собеседование пришел с женой".

Подобную антирекламу делают своим женам и заботливые мужья. Ситуация повторяется с тем же раскладом. Характеризуя свою жену как существо абсолютно домашнее, наивное и неприспособленное к суровым жизненным реалиям, супруг тем не менее не забывает назвать интересующий его оклад, уточнить возраст будущего начальника и особо отмечает, что категорически не поощряет переработки. Бывает, что лишь выставив заботливого супруга за дверь, консультант агентства получает возможность пообщаться с женщиной и выяснить, чего же хочет она сама, что знает и умеет.

Выпускники вузов - это особая категория соискателей, они часто приходят на собеседование в сопровождении мам, пап и даже бабушек. Психологически это оправдано, поскольку для родителей первое рабочее место ребенка - то же самое, что первый раз в первый класс. Однако не стоит забывать, что за годы учебы в вузе ваш ребенок приобрел огромное количество знаний, так не мешайте своему чаду проявить себя на собеседовании. Учитывая, что многие компании готовы взять к себе выпускников вузов без опыта работы, у активных, самостоятельных, инициативных ребят есть реальный шанс сделать карьеру. Как часто, мотивируя свой отказ от той или иной кандидатуры, руководители произносят фразу: "Хороший специалист, английский прекрасно знает, но совсем ребенок..." Поэтому, чтобы ваши дети не производили на окружающих впечатление "маменькиных", лучше, пока идет собеседование, погулять на свежем воздухе и дать своему "единственному и неповторимому молодому специалисту" возможность самостоятельно подняться на первую ступеньку карьерной лестницы.

Если вы испытываете определенные опасения перед поездкой в рекрутинговое агентство, постарайтесь получить предварительную информацию по телефону (на каких условиях оно работает с соискателями и др.). Тогда сомнения ваши рассеются и не придется вести за собой "группу моральной поддержки". Отправляясь на собеседование, лучше забыть детский стишок "Мы с Тамарой ходим парой" и довериться своим собственным знаниям и интуиции.

Безусловно, к собеседованию надо подготовиться заранее, желательно продумать возможные вопросы и свои ответы на них, составить резюме. Кстати, ваша задача - получить на собеседовании как можно больше информации о вакансии и о компании. Очень может быть, что порядки, установленные в компании, например штрафные санкции за опоздание, лимитированные перекуры или что-то другое, вас абсолютно не устроят...

Главное, чтобы все, что вы говорите, звучало корректно. Представьте себя на месте консультанта агентства, который слышит следующий монолог: "Название последней компании я точно не помню, да я их столько поменял за последний год... Зарплата? Да, получал, но сколько - помню неотчетливо..." Стоит ли в этом случае обращаться в рекрутинговое агентство или все-таки сначала память потренировать?...

Вы должны быть готовы к вопросу о причине увольнения с предыдущего места работы. Очень важна мотивация вашего ухода... Не стесняйтесь говорить о том, что на прежнем месте работы вас что-то не устраивало. Ведь вас не приговорили всю жизнь работать в одной и той же компании! Однако критика хороша в меру. Иногда, отвечая на этот вопрос, соискатели подвергают резкой критике свои прежние компании и их руководство. Всякое бывает, но если после работы в 3-4 компаниях у человека остаются о них только негативные воспоминания, это настораживает.

Представьте себе ситуацию: на собеседование приходит женщина-фармацевт, которая работает в престижной аптеке, уровень зарплаты ее вполне устраивает. Однако из ее рассказа следует, что в аптеке существуют определенные правила, которые буквально выводят ее из себя. Например: клиентам надо вежливо улыбаться, следить за витриной - расставлять лекарства аккуратно... а еще... нельзя всем вместе попить чаю, только по очереди... В общем, руководство ненормальное, думает только о доходах и клиентах. Вот ужас! Как человеку не повезло с работой! Но все мы иногда заходим в аптеки и, как это ни странно, хотим, чтобы нам улыбались, да и работодателю вряд ли нужен сотрудник, принимающий "озверин"...

А вот другая ошибка, допущенная на собеседовании. Симпатичная девушка, претендующая на вакансию референта-переводчика, прекрасно держится на собеседовании и, практически получив предложение о работе, вдруг говорит: "А нельзя ли рабочий день заканчивать чуть-чуть раньше, иначе мне будет трудно успевать на "Любовь и тайны Сансет-Бич"... Результат такого заявления, я думаю, вам ясен: на работу принята другая кандидатка, а девушку мы больше не тревожим - пусть спокойно смотрит телевизор...

Кстати, если вы успешно прошли собеседование в рекрутинговом агентстве и оно предложило вашу кандидатуру работодателю - будьте внимательны! От вашего поведения на встрече с работодателем во многом зависит не только возможное трудоустройство на данную вакансию, но и дальнейшее сотрудничество с агентством. Многие агентства практикуют присутствие своего консультанта на собеседовании в компании. И здесь вам приходится держать двойной экзамен: работодатель оценивает вас как возможного сотрудника, а консультант - как потенциального кандидата на подобные вакансии в других компаниях.

Поэтому, собираясь на собеседование, задумайтесь, что будет, если вы, например:

  •     опоздаете на встречу с работодателем на 15 мин;
  •     получив предложение от агентства о новой вакансии, снова опоздаете на встречу с работодателем;
  •     вообще не приедете на встречу с работодателем, о которой вас заранее предупредили сотрудники рекрутингового агентства;
  •     забудете вымыть голову, надеть носки... в общем, привести себя в порядок;
  •     придете со стойким запахом алкоголя после ночной вечеринки.

Список можно продолжать до бесконечности...

Так вот - ничего не будет! И прежде всего не будет больше предложений о РАБОТЕ, в поисках которой вы и обратились в рекрутинговое агентство. Ведь любое агентство дорожит своей репутацией... Не допускайте нелепых ошибок, потому что, как это ни банально звучит, успешное завершение процесса трудоустройства зависит именно от вас.

 

Категория: HR - УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ |

Категории раздела
МАРКЕТИНГ
БРЭНДИНГ
РЕКЛАМА
HR - УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
КОНСАЛТИНГ
ТРЕНИНГИ
EVENT
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ
ПРОДАЖИ
Поиск