Выставки уникальны в том отношении, что из всех средств продвижения
товара на рынок они являются единственными, позволяющими собрать вместе,
«здесь и сейчас», покупателей, продавцов и конкурентов. В Европе
торговые выставки Cologne собирают примерно по 28 тысяч экспонентов из
100 стран и 1,8 миллиона покупателей из 150 стран мира. В целом, число
выставок, их экспонентов и посетителей растет из года в год. Тем не
менее потенциальная ценность выставок представляет собой весьма спорный
вопрос.
«Выставки, как правило, - не более чем одна из форм
массового психоза. С почти абсолютной уверенностью можно утверждать, что
связанные с их поведением расходы неоправданно высоки. Несмотря на все
это, в мире организуют тысячи выставок, которые посещают многие тысячи
людей. Тем не менее неотвратимо продолжает действовать фактор инерции –
каждый раз после участия в очередной выставке мы даем себе слово:
«Никогда больше!» Однако в следующий раз история повторяется».
Несмотря на наличие столь полярных точек зрения, выставки,
по-видимому, являются важной составляющей комплекса продвижения в
промышленности. В одном из исследований, посвященных относительной
важности различных средств продвижения, выставки определяются как ценный
источник информации в процессе совершения покупок в промышленной среде.
По своей значимости выставки идут на втором месте после личной продажи,
оставив позади себя такие важные компоненты, как прямое обращение по
почте и рекламу в печатных средствах массовой информации.
Цели организации выставок.
Организация выставок может преследовать ряд целей, в том числе
следующие: - Возможность охватить аудиторию, имеющую четко выраженный интерес к
данному рынку и представленным на выставке товарам.
- Повышение информированности потребителей и развитие отношений с
потенциальными клиентами.
- Упрочнение отношений с уже существующими клиентами.
- Демонстрация возможностей своих товаров.
- Выявление и стимулирование потребностей клиентов.
- Сбор сведений о конкурентах.
- Ознакомление публики с новыми товарами.
- Вербовка дилеров или дистрибьюторов.
- Поддержание (улучшение) имиджа компании.
- Решение проблем обслуживания, а так же других вопросов, волнующих
клиентов.
- Заключение торговых сделок.
Бонома (Bonoma) представил многие из этих целей в виде матрицы, в
зависимости от того, к какому типу потребителей (существующих или
потенциальных) относится данная цель, и связана ли она со сбытом или нет
(рис. 1.). В одном из исследований, посвященных выяснению вопроса о
том, почему компании участвуют в выставках-продажах, удалось выявить
следующие основные причины: - Поиск новых клиентов.
- Ознакомление публики с новыми товарами.
- Участие в выставке компаний-конкурентов.
- Вербовка дилеров или дистрибьюторов.
Никакие другие средства и методы продвижения товаров не в состоянии
свести воедино рекламу, пропаганду, стимулирование сбыта, демонстрацию
возможностей товаров, торговый персонал, высшее руководство многих
компаний, уже существующих и потенциальных клиентов, организовав все это
в виде «живого» события, которое предоставляет компании уникальную
возможность понять, как ее товары и деятельность в целом воспринимаются
важнейшими потребителями.
Планирование выставки.
Успех выставки во многом зависит от того, как она будет спланирована.
Необходимо заранее четко определиться с целями проведения выставки,
установить критерии оценки ее посещаемости, принять решение о стратегии
продвижения товаров на рынок. Следует заранее принять меры по
привлечению на выставку (на стенд компании) посетителей; для этого
можно воспользоваться прямым обращением по почте, обращением по
телефону, рекламой в торговой или в специальной прессе. От специалистов,
обслуживающих стенд компании (так называемых стендников), требуется
высочайшая степень профессионализма. Характеристиками хорошо
подготовленного стенда являются в первую очередь следующие: - Представление на стенде широкого ассортимента товаров, особенно
крупных экспонатов, которые невозможно продемонстрировать в условиях
обычной продажи.
- Постоянное присутствие в часы работы выставки специалистов,
обслуживающих стенд компании. Посетителям вряд ли понравиться услышать
фразу: «Специалиста, который может подробнее рассказать об этом товаре,
сейчас нет».
- Хорошо подготовленный и информированный персонал, обслуживающий
стенд компании.
- Наличие на стенде необходимой рекламной и справочной литературы.
- Наличие специальной комнаты для проведения переговоров.
- Угощение для гостей в комнате для проведения переговоров (напитки,
легкая закуска и т.п.).
Оценка результатов проведения выставки
После проведения выставки необходимо оценить ее результаты, сравнив
их с целями, которые поставили перед собой организаторы этой выставки.
Такая оценка позволит определить, были ли поставленные цели
реалистичными, какую пользу принесла выставка и на сколько хорошо была
представлена на ней компания. Ответы на эти вопросы позволят извлечь
уроки на будущее.
Количественными мерами оценки результатов выставки являются
следующие: - Число людей, посетивших стенд компании.
- Сколько среди посетителей стенда было ключевых фигур, ответственных
за принятие решений в своих компаниях.
- Сколько потенциальных клиентов удалось заполучить (или, по крайней
мере, сколько посетителей стенда заинтересовались дополнительной
информацией о товарах компании).
- Величина затрат на каждого полученного таким образом потенциального
клиента (или заинтересовавшегося в получении дополнительной информации).
- Количество полученных заказов и их величина в денежном выражении.
- Затраты на один заказ.
- Количество новых дистрибьюторов (с которыми либо удалось уже
заключить договор, либо возможно заключение такого договора в будущем).
Среди других более субъективных и качественных критериев можно
отметить следующие: - Ценность сведений, полученных о компаниях-конкурентах.
- Интерес, проявленный посетителями к новым товарам компании.
- Формирование новых (поддержание существующих) отношений с клиентами
компании.
- В какой мере удалось удовлетворить нарекания клиентов на качество
товаров и обслуживание, предоставляемое компанией.
Наконец, поскольку главной целью большинства выставок является поиск
новых клиентов или, по крайней мере, стимулирование интереса посетителей
к товарам компании, должны быть задействованы механизмы, способствующие
достижению этих целей.
|