ПУБЛИКАЦИИ

Главная » Статьи » РЕКЛАМА

Типажи рекламщиков или взаимовлияние профессии и человека (продолжение)
Тип 2 (юный)

Его родители почти разорились на счетах за Internet, пока он учился в институте. Когда он был еще совсем юн, и стоял перед открывающимися воротами Большой Жизни, виртуальная реальность хитрым броском из Mortal Combat уложила обычную offline реальность на обе лопатки и завладела его неокрепшим рассудком. С тех пор, все проявления жизни стали связаны для него с мерцающим в предрассветном сумраке комнаты экраном монитора.

Специальность заставляла заниматься чем-то реальным – ужасная перспектива. Становиться программистом было уже поздно, да и некогда – нужно было проходить новые уровни последней версии очередной Стратегии в реальном времени от первого лица. Оставалось начинать вырисовывать знакомых компьютерных монстров в CorelDraw. Так, нарисовав несколько эпизодов из жизни колдунов и сумрачных эльфов и достаточно изучив возможности программы (благо с компьютером он давно "на ты”), он решил заявить себя в offline мире как дизайнер. Начал с малого - оформлял визитки для директоров фирм торгующих деревянным швеллером и полиэтиленовым прокатом. Но, все это было неважно, ведь теперь у него был способ заработать себе некотором количество денег и даже, если повезет, получить "выделенку” на работе. Везло не всегда…

Самое главное, что теперь он достиг гармонии с offline миром. Его общение с ним проходило только эпизодически – при разговоре с бухгалтером или при общении с менеджерами – монстрами из компьютерной игры. Все их реальные для них самих проблемы согласования макета с заказчиком для него были не более чем виртуальны. К чему переживать, ведь всегда можно загрузить сохраненный уровень и пройти его заново. Сейчас, здесь за углом возьму лазерную пушку, так… в позицию, вот он показался…. Беру на прицел… гашетка… Черт, это снова менеджер со своим макетом billboard. Как жаль, что в него нельзя всадить очередь из rocket-gun…

Ну, ничего… Это просто плата за его online свободу. Какое ему дело до того, для чего и кого он творит все эти полиграфические этюды? Эта жизнь для него не более чем, очередное игровое поле, которое, к сожалению, не удается отредактировать и выставить уровень сложности прохождения. Ну и ладно, зато есть полное электронное собрание сочинений всех fantasy авторов, скачанное из Internet и журнал Gamer-Over.

Double click… Loading… Enter next level… Start… FIRE!!! FREE!!!

Тип 3 (редкий)

Полет фантазии на этот раз окончился успешно. Глядя на творение своих рук, он с трудом сдерживает свою гордость. Мышь и клавиатура – кисть и мольберт современного творца и на этот раз помогли ему полностью воплотить все задуманное.

Еще с детства, до обучения в художественной школе, он безукоризненно чувствовал гармонию окружающего пространства. В школе учителя изящных предметов не могли ему нарадоваться – чувство ритма, удивительное чувство баланса цвета и способность выразить карандашом на бумаге то, что не все могут выразить словами. За что бы в области искусства он не брался, будь то игра на скрипке или складывание оригами, все выходило у него с легкостью. После окончания нескольких дизайнерских курсов и получения фундаментального художественного образование, для него не стоял вопрос, куда пойти работать. Конечно же, в рекламу… Слово, которое само по себе несет таинство. Вот там то будет, где приложить свое творческое начало. Там, где работают исключительно неординарные и одаренные люди, он сможет реализовать все свои творческие начинания. Конечно, его взяли…

Он отдает себя всего творчеству в рекламе, а как иначе? Ведь он несет благую миссию – делать наш мир прекрасным! Так приятны обсуждения со столь же возвышенными коллегами очередного макета упаковки карамели. Полет мысли над полями разума, выраженный словами "асимптотическое стремление к законченности композиции”, "устойчивость графических элементов” и "выразительность визуального образа”! Это ласкает слух и греет душу. Вот тот мир, в котором он хотел жить, воплощать себя в окружающем мире! Пить мате, а не чай из пакетиков, сидеть в отдельной творческой лаборатории, куда непосвященные могут заходить только с величайшего позволения. Украшать стены японскими гравюрами и статуэтками из Папуа – Новой Гвинеи, вешать на стены турецкие ятаганы и настоящие великорусские балалайки. Здесь все только самое лучшее, самое красивое, самое эстетское.

Обсуждение макета вступало в кульминационную стадию – шел жаркий спор о воздействии на подсознание ассиметричного изгиба карамельной дуги в виде ленты Мебиуса и сочетании ее с огромным пурпурным изображением цветка тропической лилии… "Ребят, а где же тут название продукта? Его ж невидно? И это упаковка карамели, а похожа на упаковку для дамского нижнего белья? Ее ж дети будут боятся…” Кто впустил сюда этого менеджера? Почему этот человек, который только и может, что пить коньяк с таким же приземленным клиентом, да считать его деньги, берется судить искусство? Срочно нейтрализовать… Потому, дорогой мой, что сама идея оформления упаковки несет в себе заряд неординарности и позитивизма, и с точки зрения глубокой интроспекции внутренних мотивов несовершеннолетнего потребителя будет воздействовать на его скрытые мотивы познания и самовыражения. Понял? Менеджер, на мгновение осознавший, что прогулял в студенческую пору слишком много лекций, махнув рукой, уходит.

Творческий диспут продолжается в уютном заведении, где на стенах вывешены дизайнерские композиции из ржавых гвоздей и старых оцинкованных леек. Он с коллегами пьет абсент, задувает горячий воздух через трубочку и ощущает себя человеком, постигшим Гармонию.

Следующий тост за нее – Гармонию, навсегда победившую разум…

СТРАТЕГ

Девиз Стратега: работать, творя жизнь брендов. Реализация этого пафосного лозунга – профессиональная мечта Стратега. Он хотел бы ощущать себя центром создаваемой рекламы, но в отличие от Креатора (который к слову сказать себя таковым и ощущает), ему мешает в этом его профессиональная саморефлексия. Стратегу часто приходится напоминать Клиенту тот факт, что агентство и он лично работает с нечто большим, чем товар на полке и его продажа. Они формируют Бренд и управляет поведением потребителей по отношению к Бренду через инструменты продвижения.

Стратег должен направить творчество Креатора через бриф в русло маркетинговой стратегии торговой марки, сделать так, чтобы сформулированное им основное сообщение марки было выражено в привлекательных для целевой аудитории и эстетичных для нее образах создавая тем самым двусторонние отношения между Брендом и его Потребителем. Главная задача Стратега – превращение свободного полета мысли (своей, Креатора, Медийщика и других специалистов) в генерирование идей развивающих бренд как через рекламное сообщение, так и через каналы коммуникаций с потребителем. Но это в идеале.

Стратег радикальные субъективный идеалист "пропускающий” через себя весь окружающий мир. Иногда в своей оторванности от мира он похож на грустного и непонятого Пьеро. Мечта его быть основателем какого-нибудь современного философского течения. Он понимает, что работая в рекламе он использует только малую часть своего великого потенциала. В его мире, в отличие от Креатора, все каузально, каждый элемент существует не просто так, а в жесткой связи со всем остальным. В этом мире правит не эстетизм и гедонизм, а скорее эстетика его внутренней морали. Отсутствие в картине мира Стратеги мелких прекрасных деталей мира Креатора компенсируются эволюционными рассуждениями о смысле, всеобщем благе и первооснове. Вообще мотивация Стратега похожа на мотивацию Креатора с разницей видимой между Бодхисатвой и Буддой.

Несколько чудаковатый вид Стратега, обычно объясняемый окружающими его большим умом и интеллектом (многие знания – многие печали), на самом деле является скорее недостатком времени или внимания на несущественные с точки зрения Стратега вещи. В реальной жизни и недалекой перспективе Стратег стремится заняться консалтингом или, в крайнем случае, уехать как можно дальше в деревню или Гималаи и там уже точно создать то самое философское течение.

Хороший Стратег, скорее культуролог, антрополог и философ. Такое отношение к жизни возникает у него, в том числе силу понимания природы рекламы, видения ее с высоты дающей целостность восприятия. Он понимает, что реклама часто манипулирует, обманывает потребителя суля ему несбыточное. Видя всю рекламную кампанию изнутри, в большей степени, чем остальные специалисты, Стратег наиболее сильно ощущает ее и свое несовершенство, и недоработку других отделов, которые он брифует. Поэтому иногда его мучат приступы пониженной самооценки, с которыми он старательно борется. Стратег хочет быть скорее координатором и консультантом, чем руководить. Работа для Стратега – это скорее способ проверки своих знаний и воплощение своей философии в жизнь. Каждый проект становится для него этапом жизни, безвозвратно его самого меняющим.

По своей природе Стратег любопытен, менее ленив, но и менее артистичен, чем Креатор. По этой причине ему интересны очень многие вещи, в которые он готов уйти с головой. По свойственному только Стратегу таланту он, как рачительная кухарка, все эти вещи пускает в дело и использует в своей работе. Обычно Стратег, наиболее совершенствующийся во всем агентстве человек. Проблема только в том, что его потуги часто далеки от реальных нужд и задач родного агентства. Периодически он это понимает, но часто ничего не может с собой поделать. Главная опасность, стоящая перед Стратегом – возможность превратить работу над стратегией в самоцель, а саму стратегию в вещь в себе понятную только ему самому. Если так получается, то Стратег не только бесполезен, но и опасен для агентства, не менее чем самореализующийся Креатор.

В перспективе Стратегу предстоит научиться быть Эккаунтом (организовывать и координировать рабочие группы), а затем Сейлзом. Он должен научиться не только заниматься образованием Клиента, но и уметь в интересах агентства продать Клиенту свой труд и кампанию в целом. Стратег вечно находится перед дилеммой и необходимостью совместить рекомендации по развитию бизнеса Клиента с бизнес-интересами агентства. А это не просто. Ведь эти вопросы часто противоречат друг другу. Это примерно так же как художнику совместить искусство с выгодной продажей полотна.

Что интересного есть в работе Стратега? Может это звучит громко, но это постоянное познание мира и самого себя. Развитие личности и карьеры может стимулироваться работой и происходить быстрее. Стратег думает о роли рекламы в формировании общественного сознания, морали и прочей чепухе :).

Стратег не может позволить себе самомнения Креатора или большей односторонности Медийщика. Его свойство – перфекционизм, как постоянное стремление к недостижимому совершенству. Для успешного и сильного стратега нужна сильная и многосторонняя мотивация. Не только деньги, но и идея, и идеал. Стратегу нужно уметь хорошо рефлексировать над своими и чужими поступками, над рынком, поведением потребителя и еще массой странных вещей.

Со временем у Стратега помимо накопления большого опыта, вырабатывается "чувство понимания клиента". Здесь он может стать хорошим психологичным Эккаунтом. Если не уйдет до того времени в консалтинг или на сторону клиента.

Желаемое совершенство мира Стратега, к которому он никогда не дойдет, является для его воспаленного сознания той удочкой, которую раньше подвешивали перед ослом, чтобы он шел быстрее.

Ефимов Роман
Категория: РЕКЛАМА |

Категории раздела
МАРКЕТИНГ
БРЭНДИНГ
РЕКЛАМА
HR - УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
КОНСАЛТИНГ
ТРЕНИНГИ
EVENT
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ
ПРОДАЖИ
Поиск