В зависимости от целей исследования и методов сбора и обработки данных выделяют следующие типы маркетинговых исследований:
По уровню постановки проблемы:
- фундаментальные;
- прикладные.
По периодичности проведения:
- разовые;
- постоянные.
По области использования результатов:
- специальные;
- стандартные.
По степени охвата:
- сплошные;
- выборочные.
По этапу изучения проблемы:
- поисковые (разведочные);
- описательные;
- причинно-следственные (пояснительные).
По характеру используемой информации:
- кабинетные (на основе анализа вторичной информации);
- полевые (на основе сбора и анализа первичной информации).
Поисковые (разведочные, зондажные, эксплораторные) исследования
– это поиск идей и гипотез, понимание рыночной ситуации, конкретизация
неоднозначно определенных проблем. Для этого осуществляется изучение
печатных материалов, опрос квалифицированных специалистов, проведение
группового интервью или фокус-групп, ведется наблюдение за рынком и
покупателями.
Описательные (дескриптивные) исследования
проводятся, когда проблема ясна, и установлены главные цели анализа.
Как правило, используется опрос покупателей, посредников, специалистов
с целью получения информации о знаниях, убеждениях и предпочтениях
людей, степени их удовлетворенности, для замеров прочности положения
предприятия и качества отдельных товаров среди потребителей.
Причинно-следственные (пояснительные)
исследования проводятся, когда требуется выявить причинно-следственные
связи, представить доказательства при принятии конкретного
маркетингового решения. Маркетинговые исследования проводятся в
последовательности: поисковое – описательное – причинно-следственное.
Кабинетные исследования подразумевают сбор, группирование и анализ информации на основе вторичных данных, которые подразделяются на внутренние и внешние.
Вторичные данные
– это информация, которая уже где-то существует, будучи собранной ранее
для других целей. Они являются базой для исследования и ускоряют его
процесс, позволяют выявить вопросы, которые необходимо задавать при
первичном исследовании. Маркетинговое исследование начинается со сбора
вторичных данных.
Вторичные данные разделяют на внутренние и внешние.
Источники получения внутренних вторичных данных:
- данные бухгалтерии;
- списки клиентов;
- отчеты продавцов;
- перечень жалоб;
- годовой отчет, план маркетинга и другие документы.
Источники получения внешних вторичных данных:
- Госкомстат;
- торговая палата;
- производственные и торговые ассоциации;
- отраслевые организации;
- банки, библиотеки и файлы данных.
Достоинства вторичных данных -
более доступны и обходятся дешевле. При экономии времени и меньших
затратах исследователи могут получать значительный объем информации по
изучаемой проблеме из различных источников.
Недостатки вторичных данных:
- возможно запаздывание информации (от месяца до нескольких лет);
- они могут отражать другие цели проведенного исследования;
- не всегда удается установить методические положения по сбору и обработке информации;
- трудно установить достоверность источников;
- возможны ошибки и неточности.
Поэтому, как правило, требуется получить дополнительные данные
(первичную информацию) об условиях продаж конкретного товара на
определенном рынке, о реакции покупателей на предлагаемые изделия,
рекламу, мероприятия по сбыту, сервису и т. п.
|